Ход праздника
Под красивую музыку дети входят в празднично украшенный зал, имитирующий осенний лес. Слышатся звуки леса: пение птиц, шелест листвы.
Восп.: - Ребята, посмотрите, как красиво! Сколько разноцветных листьев!
Дети рассматривают оформление зала. Вам нравится? Ответы детей
Восп.: - Осень – удивительное время года! Красота идёт от деревьев, от кустов, от ягод, грибов, которые растут в лесу. И мы с вами должны беречь это богатство – природу.
- А сколько стихотворений сложено об осени! Расскажите, ребята, какие вы знаете. Чтение стихов
1 реб.: - Кто же красками листочки так красиво расписал?
Кто же в садике дорожки мягко листьями устлал?
2 реб.: - Отчего так покраснели листья клёна и осин?
Отчего так вкусно ели птицы ягоды рябин?
3 реб.: - Почему на пнях опята стайкой дружною сидят?
Почему идут ребята подметать дорожки в сад?
4 реб.: - Потому что наступила осень – дивная пора!
Всё она позолотила, листьев целая гора!
5 реб.: - В стаи птиц она созвала, разукрасила леса,
Королева чудо-бала – Осень, русская краса!
Вед.: - Да, ребята, осень – чудная пора! В лесу сквозь ветки светит нежаркое солнышко, тихо кружатся листья и опадают на землю как большой яркий ковёр. Скажите, какое настроение у вас вызывает осень, осенний лес? Ответы детей.
Вед.: - Об осени можно не только словами и в стихах рассказать. Очень много есть песен об осени. Одну из них сейчас спот нам старшая группа, а ребята помладше пока сядут на стульчики.
Песня «Осень наступила» - ст. гр.
Восп.: - Молодцы, ребята! А хотите поиграть? Да!
Тогда мы сейчас с вами превратимся в осенние листья….покажите,
как вы будете это делать:
Мы – листики осенние руки вверх, покачивающие движения
влево-вправо;
На веточках сидели присесть, взмахивая руками;
Дунул ветерок – встать, взмах руками вперед;
И мы полетели. лёгкие взмахи руками;
Летели, летели. лёгкие взмахи руками;
И на землю тихо сели. медленно присесть.
Звучит музыка, шорохи.
Восп.: - Ой, слышите? (прислушивается) Кажется, сюда идёт весёлый Гномик, лесной человечек. Хотите его разыграть? Тогда берите скорей листочки и прячьтесь за них. Гномик вас не увидит.
Дети собирают листья, разложенные по залу, присаживаются на корточки.
Тсс…
Звучит музыка. В зал входит Гном с метёлкой, видит много листьев, хватается за голову.
Гном: - Ох, работы много стало:
Сколько листиков опало!
Подметать скорей спешу –
Я порядок навожу!
Напевает под нос, «сметает» детей-листиков в «кучу».
Все дорожки я подмёл
Ох, устал я, спать пошёл! Садится, «засыпает».
Звучит музыка (вальс), дети танцуют. С окончанием музыки присаживаются.
Гном (просыпается): - Непорядок, в самом деле,
Все листочки разлетелись.
Я метёлочку возьму,
Снова листья соберу.
Напевает под нос, «сметает» детей-листиков в «кучу».
Все дорожки я подмёл
Ох, устал я, спать пошёл! Садится, «засыпает».
Снова звучит музыка (вальс), дети танцуют. С окончанием музыки присаживаются.
Гном (просыпается): - Да что же это, опять все листочки разлетелись, прямо как живые! Да ведь это не листики вовсе, а ребята! (дети встают) Ох, озорники! Что же вы делаете в моём лесу?
Восп.: - Не сердись, Гномик, мы пришли в твой лес поискать грибы, ягоды, полюбоваться красотой осенней природы.
Гном: - А шалить, озорничать не будете?
Дети: - Нет!
Гном: - Ну, тогда ладно. Только всё равно я хочу вас проверить.
Для начала мне хотелось бы узнать, хорошо ли вы знаете осенние приметы? Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «да» или «нет».
Игра «Приметы осени»
Осенью растут грибы? – Да!
Тучки солнце закрывают? – Да!
Колючий ветер прилетает? – Да!
Туманы осенью плывут? – Да!
Ну а птицы гнёзда вьют? – Нет!
Звери норки закрывают? – Да!
Урожай все собирают? – Да!
Птичьи стаи улетают? – Да!
Часто-часто льют дожди? – Да!
Достают ли сапоги? – Да!
Солнце светит очень жарко? – Нет!
Можно детям загорать? - Нет!
Ну а что же надо делать
Куртки, шапки надевать? – Да!
Гном: - Молодцы, я очень рад, что вы так хорошо знаете приметы осени.
А теперь поиграйте-ка со мной, да покажите, какие вы ловкие и быстрые.
Эстафета «Собираем урожай»
(2 корзинки, муляжи грибов, шишки)
Дети встают в 2 колонны. Грибы и шишки разложены на некотором расстоянии от них. По сигналу Гномика, каждый участник по очереди бежит с корзиной и берёт один гриб или одну шишку. Затем возвращается к своей команде и передаёт корзину следующему игроку.
Вед.: - Гномик, гномик, а наши ребята песню знают про урожай. Хочешь послушать?
Гном: - Ой, конечно, конечно! Песни я люблю. Присаживается.
Песня «Урожай собирай» - ст.гр.
Восп.: - Ребята, может быть, попросим Гномика для нас станцевать?
Дети: - Гномик, Гномик, попляши,
Нам движенья покажи.
Танец с Гномиком
Восп.: - Ну что, Гномик, видишь, какие дружные и весёлые у нас ребята. Даже когда на улице моросит дождик и нельзя гулять, они не скучают.
Песня «Тучка-барыня» - мл. гр.
Гном: - Да-а-а-а, таких весёлых и дружных ребят не жалко пускать в лес – веток не поломают, зверей не испугают, сберегут каждый листик, каждую травиночку. Эх, хорошо с вами, но мне уже пора уходить. Жду вас в гости и зимой, и летом… До свидания! Уходит.
Восп.: - Ребята, а где же хозяйка леса – Осень Золотая? Предлагаю её позвать: «Осень, Осень, появись,
С нами в танце закружись!»
Звучит красивая музыка. Входит Осень.
Осень: - Зовут меня Осень Золотая.
Прошла я по полям и по лесам.
Всех с праздником осенним поздравляю,
Здоровья крепкого желаю я всем вам!
Восп.: - Осень, милая, садись,
С нами вместе веселись!
- Ребята, исполним для нашей гостьи песню.
Песня «Осень» - мл. гр.
Осень: - Спасибо вам, ребята! Вы так меня порадовали!
Слышатся звуки грома, дождя
Восп.: - Ой, кажется, дождь начинается!
Осень: - Если тучка хмурится
И грозит дождём,
Спрячемся под зонтиком,
Дождик переждём!
Восп.: - А у нас и зонтики есть. Быстрее прячемся от дождя…
Эстафета «Кажется, дождь начинается»
(2 раскрытых зонта, «лужицы» из картона)
Дети встают в 2 колонны. Каждому игроку нужно пробежать между «лужами» с зонтиком.
Восп.: - Выглянуло солнышко опять,
Детки на полянке стали танцевать!
Танец с листиками – мл. гр.
Песня «Капельки» - ст. гр.
Осень: - К вам сюда по лесу шла,
Вот такой платок нашла.
Разноцветный, расписной,
Необычный, непростой!
Предлагаю вам, друзья,
Поиграть с платочком я! Хотите? – Да! - тогда выходите.
Игра «Платочек»
Звучит весёлая, подвижная музыка. Дети свободно двигаются по залу. Выполняют различные движения. Неожиданно музыка меняется на более тихую, спокойную. Дети приседают и закрывают глаза ладошками. Осень, расправив платок, под лёгкую музыку обходит ребят и кого-нибудь из них накрывает платком.
Осень: - Раз! Два! Три!
Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте!
Поскорее отвечайте!
Дети называют имя спрятанного под платком ребенка
Ребенок, находящийся под платком пляшет, а дети хлопают ему.
Последний раз накрывается корзина с угощением для ребят.
Осень произносит свои слова.
Восп.: - Нет! Все тут! Кто же тогда под платочком спрятался?
Осень: - Мы платочек поднимаем,
Что под ним сейчас узнаем!
Что же это? Корзинка.
А в корзинке…
Осень раздаёт детям сладкие призы.
Восп.: - Ребята, что нужно сказать Осени?
Дети: Спасибо!
Осень: - Заберу пустую корзинку.
Чтобы наполнить её для вас в будущем году!
- Ну, вот и всё, мне пора уходить, за мною идёт холодная зима.
До свидания, друзья!
Осень уходит.
Восп.: - Ребята, вам понравилось путешествие в осенний лес? Что вы запомнили, что видели? Ответы детей. Тогда на память о нашей прогулке нужно сфотографироваться.
Дети фотографируются
Восп.: - Ну что же, пора возвращаться нам в «Букварёнок». А чтобы никого не забыть в лесу, вставайте в круг, я вас пересчитаю. Делает вид, что считает.
Все на месте! Ну, что же…
Мы в лесу гуляли шагают по кругу, друг за другом
За природой наблюдали повороты влево - вправо
Деревцами любовались наклоны вправо - влево
Воздухом дышали машут на себя руками
А теперь помашем ручкой
Всем лесным зверятам машут рукой
И вернёмся мы домой шаги на месте
Стройтесь, «Букварята»! встают парами друг за другом