Организационный момент.
Звуковая разминка.
А) артикуляция: Ы, И, Э, Е
АУ, ЭА, АИУОЭ
З- С – Ж, Ш- Ж- С
11.
ЖЕ, ЩА, ШТЫ, ЖНИ
Б) слова трудные для произношения при чтении текста:
Бен Роджерс
Билли Фишер
Джонни Милер
Миссисипи
В) словарная работа:
бойко
восседать
любопытство
поразительный
бедовый
г) упражнение «Фотоглаз» - «сфотографировать» столбик слов и ответить, есть ли среди «сфотографированных» слов слова : бумажка
мишка
какое слово стоит в
списке последним ?
д) скороговорка для развития подвижности речевого аппарата:
«Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая . ! ?» при чтении соблюдаем знаки препинания.
Е) подберите антонимы к словам украдкой, растерянный
Ознакомление с жизнью и творчеством М. Твена.
Мы переходим с основной теме нашего урока. Знакомьтесь, знаменитый американский писатель:
САМЮЭЛЬ ЛЕНГХОРН КЛЕМЕНС
(МАРК ТВЕН) псевдоним
(1835 - 1910г. )
12.
31 ноября 1835 года ( 177 лет назад) в небогатой семье провинциального адвоката, в захолустном городишке Ганнибале ( штат Флорида), стоящем на берегу реки Миссисипи, родился мальчик Сэм.
После смерти отца, двенадцатилетний мальчик бросает школу, уходит из дома и сам зарабатывает себе на жизнь. Он сменил много профессий и побывал в самых разных концах своей большой страны. Он был учеником в типографии, золотоискателем, журналистом, «щенком» - так называли учеников лоцмана, он учился водить пароходы по Миссисипи. И псевдоним он взял в память о тех годах : « бай зе марк твен» - кричали матросы, когда корабль выходил на глубину реки и ему уже не угрожала опасность сесть на мель.
« Бай зе марк твен» - мерка два, в переводе на русский язык.
Марк Твен любил свою родину, любил самую большую реку Америки Миссисипи – порожистую, своенравную. Очень любил американских ребят, которым посвятил много книг:
«Янки при дворе короля Артура» - о мальчике Янке, который попал из 19 века в 6 век в Англию и оказался среди оживших легенд, рыцарских романов, помогал людям в бедах и несчастьях, боролся за справедливость в Англии 6 века, с её страшными законами.
«Принц и нищий» - история двух очень похожих ребят, которых в детстве подменили. И настоящий принц оказался и вырос в трущобах, познал горести простого люда, а нищий воспитывался при дворе, был избалован, а что из этой истории вышло, когда правда открылась, я советую прочесть вам.
«Приключения Гекельберифина»- книга о беспризорнике, жившем в бочке на берегу Миссисипи. Гек Фин помог бежать рабу Джиму, которого хотели продать для работ на хлопковых плантациях. Небывалые приключения ждали ребят на плоту, на котором они уплыли из родного города, на необитаемом острове.
13.
« Приключения Тома Сойера» - сегодня мы познакомимся с отрывком из этой повести. На русский язык эту историю перевёл К.И. Чуковский. В этом произведении М. Твен рассказывает о своих детских годах, о своих приключениях и проделках т.к был озорником и доставлял своей матери немало хлопот.
Тому надоели побои учителя ( в прошлом веке в школах разрешено было телесное наказание за непослушание и проступки) и скучные проповеди местного священника, заставлявшего зубрить историю святых. Том с другом ищет приключений и находит их. Том читает много книг и его любимым героем становится Робин Гуд – атаман разбойников, защитник народа, герой английских песен.
Том тоже хотел быть смелым, справедливым, как Робин Гуд. Испытания один за другим «валятся» на его голову, но он с честью выходит из них:
из-за Бекки он терпит жестокую порку учителя;
сколько храбрости и сообразительности проявляет Том, когда они с Бекки заблудились в пещере;
весь город знал, что убийство в городе совершил Джо, но боялись его отдать под суд, т.к. перетрусили и боялись его мести, а Том знал тайну убийства и рискуя жизнью, преодолевая страх, он спасает невиновного, а Джо судят. Том своими поступками доказывает нам, что он смел, справедлив, находчив и никогда не падает духом.
Итак, давайте знакомиться с Томом. Откроем книгу на странице 194.
Работа над содержанием отрывка.
Страницу 194 читаю я, дети следят за чтением
дети читают приёмом «жужжащим чтением» до слов «… с головой уйдя в книгу», отвечая на вопросы по прочитанному материалу:
Перескажите о чём вы прочитали?
О какой удаче Тома говорится в этом абзаце?
Какое настроение у него было?
14.
Можно ли это настроение сравнить с тем, которое испытывал Том, когда тетя Полли заставила его побелить забор?
Давайте посчитаем размер забора. ( работа с таблицами единиц длины)
Дети читают приёмом «буксир» до слов «…А теперь нарисуйте человечка» Ответы на вопросы учителя выполняют «выборочным чтением»
Какая атмосфера царила в классе?
Каким образом перед девочкой появился персик?
Почему она его не сразу взяла?
Как оценила девочка рисунок Тома?
5.Физминутка + Шкатулка для отгадок. Дети читают про себя вывешенные загадки на доске:
« Лег в карман и караулю рёву, плаксу и грязнулю. Им упру потоки слёз, не забуду и про нос»
«Сетка густая мух не пускает»
Записывают на подготовленных листочках отгадки и опускают ответы в
15.
шкатулку.
Чтение следующего отрывка до слов «… что она очень довольна». приёмом «чтение по ролям». По окончании чтения необходимо выделить основную тему абзаца и озаглавить его.
Ваши варианты заголовков «Знакомство», «Признание в любви», «Бекки Тэтчер». Что более полно раскрывает содержание отрывка?
Своими словами опишите Бекки Тэтчер;
Какие уловки придумывал Том, чтобы подружиться с Бекки Тэтчер?
Чтение следующего абзаца на стр .199 читаем приёмом «телевизионная мастерская», стараясь читать в одном темпе не отставая и не опережая соседа.
Почему сердце Тома было полно ликования?
Последний абзац читаем приёмом «Спринт» - про себя за 30 сек. Читаем внимательно, чтобы суметь ответить на вопросы по прочитанному:
Что произошло с Томом на уроках географии? Грамматики?
Чем раньше награждали успешных и грамотных учеников?
Почему медаль перешла другому ученику?
Работая по таблице определите что лишнее, чего не достаёт в списке, а чего вообще не было в данном отрывке из произведения «Приключения Тома Сойера»?
16.
5.Проверка знания текста.
Игра «Кто быстрее?». На стене прикреплены вырезанные из бумаги штафетины – как модель забора, который должен был выкрасить Том.
Дети разбирают забор по «досточкам» с обратной стороны которых записано начало предложения из произведения «Приключения Тома Сойера». Это предложение нужно найти в тексте и прочитать его полностью до конца.
17
Рефлексия. Итог урока.
О чём произведение Марка Твена?
Как можно озаглавить этот отрывок?
От чьего лица ведётся рассказ?
Какие детали убеждают вас в том, что действие происходит много лет назад и в другой стране?
Что вас удивило, заинтересовало?
Что вы узнали о Томе?
Как можете охарактеризовать его?
Что вы думаете о Беки? Почему?
Какими изобразил детей художник на иллюстрации в учебнике?
Совпало ли ваше представление с представлением иллюстратора?
Как вы думаете, бывает любовь в таком возрасте? Знакомо ли вам это чувство?
Домашнее задание : стр. 194 –200, подготовить пересказ текста от имени Тома Сойера.
ЗАБОР
Длина = 30 ярдов
Высота = 9 футов
Длина = ? метров
Высота = ? метров
ЯРД – чуть меньше 1 метра.
3 фута = 1 ярду
1 фут = ?
1\3
_________!_________!_________!
БУМАГА
ШИШКА
ПЕРСИК
РОМАШКА
МЕДАЛЬ
ДЫМ ШТОПОРОМ
ТРОН
ГРИФЕЛЬНАЯ ДОСКА
КУСОК МЕЛА
КЛЮЧ
УЧИТЕЛЬ
После того как в классе всё утихло,…
Таким порядком его провели через…
Она схватила своей маленькой ручкой …
Он сел на самый конец сосновой скамьи
Том хотел было соврать, …
Тогда Том принялся рисовать на доске…